eu_flag_co_funded_pos_[rgb]_right.jpg

© 2016-2019 Кафедра Жана Монне "Европейская интеграция через язык и культуру"

Диалог культур как концепция европейской интеграции

Курс лекций в объёме 60 часов читался на немецком языке в рамках факультативной дисциплины для студентов направления подготовки «Филология», направленность (профиль) Зарубежная филология. В 2018-2019 учебном году интерес к участию в занятиях проявили студенты 4 курса направления подготовки «Перевод и переводоведение».

Диалог культур как концепция европейской интеграции

Дисциплина состоит из трёх тематических блоков:

Раздел 1. История евроинтеграции

Понятие «Европейская интеграция». Путь объединения Европы с 1951 г. : Европейское объединение угля и стали; Римские договоры: Создание Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по сотрудничеству по атомной энергии; Роль Европейского сообщества на пути к евроинтеграции. Маастрихтский договор. Политическое и экономическое значение введение единой валюты. Шенгенское соглашение. Расширение Евросоюза. Органы Евросоюза: Европейский парламент (задачи, состав, выборы, фракции); Европейский Совет (задачи, состав, приоритеты работы Евросоюза (2014-2020)); Еврокомиссия (задачи, состав); Европейский суд (задачи, состав); Европейский аудиторский суд (задачи, состав). Совет Европы (задачи, структура, комиссии). Россия в Совете Европы. «Стратегия развития Евросоюза до 2019г.». Ключевые вопросы конференции „QuovadisEuropa?“(ноябрь 2016, Гёттинген).

         

Раздел 2. Разнообразие культур как основа межкультурной коммуникации

Понятие «Культура» в период глобализации; причины изменений в сфере культуры; понятие «культурная стандартизация»; концепты глобализации в сфере культуры (фаст фуд; социальные сети; развлекательные телевизионные передачи; музыка; мода; искусство). Динамика культуры. Дефиниция понятий «Мultikulturalität», „Transkulturalität“, „Interkulturalität“. Национальные культуры и этносы: соотношение понятий. Европа на пути к многообразию культур. Обзор теорий мультикультурализма (культурный апартеид, ассимиляция, полицентрическая модель, консервативный и либеральный мультикультурализм). Мультикультурализм и процессы интеграции и ассимиляции. Проблема стереотипов в процессе поиска идентичности. Культурная идентичность. Культурный шок и его этапы. Формы аккультурации. Многообразие культур и менталитет как основа для взаимопонимания в Европе. 

         

Раздел 3. От диалога культур – к поликультурному мышлению: на пути к европейской интеграции Vom interkulturellen Dialog zum interkulturellen Denken

Понятие «диалог культур» как ключевое в теории межкультурной коммуникации. «Белая книга по межкультурному диалогу» (2008):  цель и роль диалога культур, политические рамочные условия реализации концепта «диалог культур», сферы диалога культур, участники, уровни диалога культур, опасные последствия отсутствия диалога культур в поликультурном обществе. Концепты «свой»/ «чужой» как два измерения европейского дискурса о межкультурной коммуникации. Проблема стереотипов и предрассудков в концепции диалога культур. Европейская культурная конвенция 1954.  Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств 1992. Декларация Фару относительно стратегии Совета Европы по развитию межкультурного диалога 2005. Рамочная конвенция о ценности культурного наследия для общества 2007, 2018. Проявление «диалога культур» в разных сферах общественно-политической жизни европейцев. 

В рамках изучения дисциплины лекционные занятия чередовались с практическими. В центре практических занятий была работа над новым лексическим материалом, дискуссии по предлагаемым темам, работа над текстами по изучаемой проблематике, а так же изучение нормативных документов. По итогам курса ежегодно проводились научные конференции студентов.

Лектор: д.филол.н., проф. Олейник М.А.

Программы заключительных студенческих конференций